Макет Як-1Б

Совсем скоро сотрудники «МетКБ» начнут собирать новый макет. В этот раз объектом их работы стал легендарный отечественный самолет Як-1. Данная модель самолета также будет участвовать в киносъемках, но в этот раз задачи перед конструкторами стояли несколько иные. Об этом подробнее Максим Сергейчик и Александр Ивкин рассказали.

Главное требования заказчика было следующие: макет должен эффектно гореть в кадре, но продержаться несколько дублей. Общее время горения по предварительным расчетам должно составить около получаса.

Для этого наши конструкторы связались со специалистами по пиротехнике, чтобы провести необходимые пробы. Как выяснилось, фанерные части, даже обшитые металлическими пластинами, сгорают слишком быстро. После этого было решено внести некоторые изменения в начальный проект.

Ранее подразумевалось, что макет будет иметь только фанерный каркас, но так как ограничений по его весу заказчик не ставил, крылья будут иметь металлическую основу. Кроме этого планируется обшить их специальной огнеупорной стеклотканью, которая применяется в костюмах пожарных.

Истребители Як-1Б на стоянке (c)

Также данным материалом планируют обшить фюзеляж самолета. Небольшая проблема в таком случае состоит в том, как прикрепить чехол. Один слой стеклоткани должен прилегать плотно и без каких-либо складок. Важно отметить, что чехол не может иметь больших вырезов – через них огонь способен сильно навредить макету.

Как один из способов сохранить жизнь модели рассматривается подача небольшого количества охлаждающей воды. Металл может сильно деформироваться под воздействием высоких температур.

Модель Як-1 не будет столь детальной, как модель Messerschmitt Bf 109G. В нем не планируется воссоздание точной копии кабины пилота или приборной доски. Главным образом это обусловлено ее сугубо декорационной ролью в кадре. Тем не менее это не повод относиться к проекту несерьезно.

Как и в предыдущем случае, в проектировании макета мы столкнулись с рядом похожих трудностей. Во-первых, не так просто найти чертежи самолета более чем полувековой давности. Чертежи этого советского истребителя, к примеру, были найдены на польском языке. Во-вторых, эти самолеты сейчас существуют только в форме приблизительных макетов.

Многие характерные детали конструкторы восстанавливали по старым фотографиям. В самих чертежах размер указывается в соотношении 1:42, что тоже надо учитывать, масштабируя макет в программе. Размеры реального самолета составляли 8,48 м в длину, а размах крыльев 10 м.

Исторический прототип

Як-1 – это одномоторный советский истребитель Второй мировой войны. Созданный в 1940 г. конструкторским бюро Александра Яковлева, он являлся их первым боевым самолетом. Первоначально опытный образец назывался И-26, но после завершения испытаний самолет был переименован в Як-1. Производился с 1940 по 1944 годы. Всего в разных модификациях за это время было выпущено 8734 машины.

Летчики дежурного звена в кабинах истребителей Як-1Б (c)

Серийная модель с неофициальным названием «Б» была разработана в 1942 г. С октября того же года она стала выпускаться на авиационном заводе в Саратове. В Як-1Б был установлен более мощный двигатель и дополнительная защита пилота в виде переднего бронестекла и козырька из прозрачной брони.

Первые свои вылеты на Як-1 совершили пилоты полка «Нормандия-Неман». Среди лётчиков, сражавшихся на истребителе, были Александр Покрышкин, Евгений Савицкий, Амет-Хан Султан, Альбер Марсель, Антон Якименко и Лидия Литвяк.

Юлия ЧЕРНЫХ